Лето. Отпускники рванули на моря. Кто не рванул — изнывает от жары на даче. Город тонет в мутном мареве асфальтовых испарений. А Национальный аэропорт в 40 км от столицы изнемогает от количества автомобилей. Долгосрочная парковка не дорогая. Многие не отказывают себе в удовольствии примчаться сюда на личной машине, оставить ее под оплачиваемым присмотром и улететь в дальние края. Автомобиль стоит, место занято, парковка не резиновая. В аэропорту неоднократно просили: приезжайте на общественном транспорте. Кто-то прислушался, а кто-то нет. Оттого ли, что автобус либо поезд объективно не устраивают или мы все просто привыкли ездить исключительно на машине, — в этом и пытался разобраться корреспондент Onliner.by.
Мы испробовали все традиционные способы добраться из Минска до Национального аэропорта. Это, конечно, личный автомобиль, с которым многие до последнего не могут расстаться даже в отпуске, а также общественный транспорт. Критерии нашего эксперимента следующие: во-первых, время, затраченное на дорогу из точки А (условное меcтоположение предполагаемого отпускника) в точку Б (входные двери в здание аэровокзала), а во-вторых, израсходованные средства.
В качестве точки А мы определили офис нашей компании на проспекте Дзержинского. Предположим, что по удаленности он подойдет для определения среднего местоположения минчанина, который отправляется в аэропорт. Время для каждой попытки засекается от дверей офиса, включая все пересадки, ожидания, светофоры. В ходе эксперимента никто никуда не бежал, ПДД не нарушал, оставался самим собой.
Способ 1: автомобиль. Найти место на платной парковке
Вероятно, это первый вариант, который приходит в голову любому водителю. Одни плюсы: не нужно пользоваться общественным транспортом, мучиться с багажом при пересадках — сел и приехал. Садимся и едем.
Городской трафик буднего дня. Проспект Независимости неуклюже огибает стройку «газпромовской» развязки. Светофоры, переходы, знаки. За городом проще, движемся с разрешенной скоростью по трассе М2 — самой популярной, но не единственной дороге в аэропорт.
Расход бензина, вместимость багажника и уровень комфорта — вопрос для каждого автомобиля индивидуальный. Его мы анализировать не будем. Как правило, разместиться в своей машине, уложив в багажник чемоданы, — куда удобнее, чем искать место в общественном транспорте.Проблемы ждут водителя в аэропорту. Где-то нужно припарковаться. Долгосрочная парковка справа от въезда занята в сезон отпусков практически полностью. Но она — едва ли не единственный вариант для того, чтобы оставить машину на время отсутствия под присмотром. Кто-то паркуется и на бесплатных стоянках за зданием аэропорта, но это, что называется, на любителя.
Заезжаем на парковку и пытаемся отыскать себе место. Это непросто. Здесь стоят автомобили со всех регионов Беларуси. Кроме того, мы видели машины из России. А на всех — немногим более 1 тыс. машино-мест. Ездим вдоль рядов, теряем время. Наконец находим местечко, паркуемся. Выгружаем условные чемоданы и идем к воротам аэровокзала, ведь именно там следует выключить секундомер.
Что же в итоге?
На дорогу из Минска до въезда на парковку аэропорта мы потратили 40 минут. Поиск свободного места и дорога от парковки до дверей аэровокзала — это еще 10 минут в лучшем случае. С той же бесплатной парковки идти куда дальше. Таким образом, на дорогу у нас ушло никак не менее 50 минут.
Теперь деньги. По нашим подсчетам, в пути было израсходовано около трех-четырех литров горючего. При стоимости АИ-95 в 11,9 тыс. рублей за литр, это порядка 47 тыс. Каждый может пересчитать эту статью расходов с учетом особенностей своего автомобиля. Плюс стоимость парковки, напрямую зависящая от количества часов или дней, которые машина простоит в ожидании владельца. С прейскурантом можно ознакомиться на сайте аэропорта. К примеру, двухнедельное пребывание автомобиля на парковке «съест» почти 500 тыс. рублей.
Способ 2: маршрутное такси. Передайте за проезд!
О том, что из Минска до аэропорта ходит еще и маршрутка, знают не все. Мы, например, не знали. Маршрутное такси №1400 следует по тому же маршруту, что и автобус: от автовокзала «Центральный» по проспекту Независимости с остановкой возле метро «Уручье».
Микроавтобусы Mercedes не такие просторные, как полноценные автобусы. При полной загрузке здесь может быть тесновато, даже несмотря на то, что объемный багаж водитель старается уместить в задней части машины.
Впечатление от маршрутки осталось вполне благоприятное. Внутри мягкие кресла, в жару не душно. Водители отличаются от своих коллег на городских маршрутах: одеты опрятнее, внутри машины комфортнее и чище, музыка не гремит. Хотя, вероятно, все зависит от человека. Пассажир здесь тоже может попроситься выйти где-то по пути следования.
Кстати, в маршрутках есть Wi-Fi — в поезде и автобусе такой «роскоши» на данный момент нет.
В сумме:
Этот способ наравне с машиной показал один из лучших результатов по времени. Если бы не было необходимости добираться от дома до вокзала, маршрутка вполне бы конкурировала даже с личным авто. А так к 40—45 минутам, потраченным на путь от вокзала до аэропорта, добавляются традиционные 25 минут. В сумме — 1 час 10 минут. Неплохо.
Стоимость маршрутки: 35 тыс. от автовокзала «Центральный», 25 тыс. от станции метро «Уручье». Всего на дорогу мы потратили 39,5 тыс.
Способ 3: автобус. Уступите место пассажирам с детьми!
Также очень распространенный способ доехать до аэропорта. Автобус №300Э курсирует по расписанию, отправляется от автовокзала «Центральный» и делает всего одну остановку по пути — возле станции метро «Уручье».
Пассажиров развозят автобусы МАЗ повышенной вместимости. Снаружи их отличает соответствующее оформление на бортах. Внутри предусмотрена полка для габаритного багажа, сиденья заменены на более удобные, если сравнить с автобусами на городских маршрутах.
Автобусы вполне просторные, внутри свежо. Летом они могут заполняться в значительной степени, хоть и не под завязку. Это особенно актуально перед регистрацией на популярные у белорусов рейсы или на обратном пути, после приземления самолета, к примеру, из Болгарии. Усадив всех женщин и детей, едущих на отдых, возможно, придется всю дорогу простоять.
Один из плюсов автобуса по сравнению с другими видами общественного транспорта — это его расписание. Он ходит куда чаще, чем поезд, при этом покрывает и очень ранние, и слишком поздние рейсы.
Отдельно отметим невыгодное расположение автобусов. Пассажирам нужно еще немало топать со своими сумками-клунками от метро или остановки троллейбуса, чтобы добраться до автовокзала. Самое удобное место на привокзальной площади тем временем занимают таксисты, с которыми до аэропорта решится ехать далеко не каждый. Но о том, чтобы изменить текущую диспозицию, разговор не ведется. Видимо, в городе считают, что она устраивает большинство пассажиров.
Тем, кто возвращается из аэропорта, следует знать, что водителя можно попросить остановиться «вот здесь на остановочке» по пути следования. Чаще всего они соглашаются.
Итог:
До автовокзала «Центральный» от дверей офиса мы добрались за 25 минут. За это время мы доехали с багажом до вокзала на троллейбусе, нашли нужный нам автобус, купили билеты и погрузились без какой-либо спешки.
До аэропорта автобус шел около 50 минут. Он стоял на тех же светофорах, на которых стояли мы, сидя в машине, соблюдал те же ПДД. Однако был немного неповоротлив и ехал несколько медленнее, что в итоге сказалось на общем времени.
Но зато автобус останавливается непосредственно перед дверьми аэровокзала. Поэтому секундомер показывает следующее время: 1 час 15 минут на всю дорогу от дверей до дверей.
Теперь стоимость. Билет на троллейбус до вокзала — 4,5 тыс. рублей. От автовокзала до аэропорта автобус довезет за 33,6 тыс. Билеты можно купить как в кассе автовокзала, так и непосредственно у водителя. За багаж дополнительной платы с нас не брали. Итого: 38,1 тыс. От станции метро «Уручье» поездка обошлась бы еще дешевле.
Способ 4: дизель-поезд. А почему бы не заехать в Смолевичи?
Дизель-поезд пока нельзя считать народным маршрутом в аэропорт. Во-первых, он только пять раз в день отправляется из Минска и столько же раз возвращается обратно. Промежутки достаточно велики, и если расписание поезда не совпадает со временем начала регистрации на рейс или прибытия самолета, то железной дорогой добираться неудобно.
Во-вторых, поезд идет через Смолевичи. Это крюк, который отнимает порядка получаса и не имеет какого-либо смысла для пассажира. Без этого крюка поезд мог бы стать одним из самых быстрых способов приехать в аэропорт. Уже спустя 10 минут после отбытия от перрона он как резвая лошадка мчится через леса и поля, промзоны и поселки, прилепившиеся к железной дороге.
Но поезд не может свернуть из Минска прямо в аэропорт. Он заезжает в Смолевичи, после чего машинист выходит из кабины, идет через весь вагон в противоположную кабину и затем едет в аэропорт фактически обратным ходом. Пассажиры, если есть такая возможность, пересаживаются на места напротив, чтобы не ехать задом наперед.
А возможность обычно есть. Поезда совсем небольшие, рассчитаны всего на 90 сидячих мест. Общая вместимость — около 170 человек. Судя по тому, что видели мы, вагоны редко уходят загруженными даже наполовину.
Впрочем, при большом количестве пассажиров мы не решились бы ехать в этом поезде стоя. Удобных поручней нет, дополнительного места для габаритного багажа, с которым люди обычно едут в аэропорт, тоже не имеется. Соответственно, сумки будут стоять в проходах. К тому же багаж еще нужно затащить в вагон по ступенькам, что также не слишком удобно. Можно сказать, что поезд — самый просторный из всех видов рассматриваемого нами транспорта, но это пока туда не погрузится достаточное количество пассажиров с чемоданами.
Зато пока здесь можно проехать в тишине, вздремнуть у окна под мерный стук колес, почитать предложенный железной дорогой журнал. Возможно, этот способ добраться в аэропорт следует рассмотреть тем, кого укачивает в автобусе или автомобиле при быстрой езде. Также из преимуществ упомянем наличие туалета в вагоне.
Ко всему прочему поезд прибывает не ко входу в аэропорт, а останавливается в стороне от здания, сбоку бесплатной парковки. Говорят, это сделано с расчетом на расширение аэровокзала, создание нового терминала. Возможно. Но пока у станции пассажиров забирает автобус, точно такой же, какой курсирует из Минска. Он и довез нас уже до дверей аэропорта. Это еще одна пересадка и потраченное время. Пешком дойти можно, но путь отнимет еще больше времени. Идти с чемоданами мы бы не советовали.
В сухом остатке:
На дорогу мы потратили 1 час 30 минут. Из них: всё те же 25 минут до вокзала, около 55 минут в поезде (ах, если бы не Смолевичи!), 10 минут отняли погрузка в автобус и путь до аэропорта. Две пересадки — это максимум в нашем эксперименте. Возможно, 15-минутная разница во времени по сравнению с автобусом не критична, но многие предпочли бы потратить эти четверть часа на чашку кофе. Впрочем, если вы не любите кофе, а все автобусы и маршрутки забиты под завязку, — почему бы и нет.
Зато такой вариант является самым бюджетным. Стоимость билета на поезд — всего 25 тыс. рублей. В эту цену включена и поездка на автобусе от ж/д станции до аэропорта. Прибавьте 4,5 тыс. за троллейбус до вокзала, и получится всего 29,5 тыс. за всю поездку на человека.
Способ 5: такси. Наши люди в булочную на такси не ездят. А в аэропорт?
Такси — это такси. Сразу было понятно, что это самый дорогой, но при этом самый комфортный способ. Тот же личный автомобиль, но без необходимости крутить руль, а затем искать место на парковке и переживать в отпуске, в порядке ли машина.
Впрочем, есть свои нюансы. Сколько раз говорено, что не стоит брать такси «от борта» — только по вызову. Фактическая стоимость и цена, названная водителем, могут отличаться весьма существенно. В среднем, по нашему опыту, такси до аэропорта по вызову обойдется в 350—400 тыс. рублей. Есть даже службы, у которых цена за такую поездку фиксирована при старте из любой точки города.
Взять такси «от борта» — это значит рисковать узнать много нового о тарифах. Есть люди, которые выкладывали и по 600 тыс. (а то и больше) за поездку в аэропорт. В городе ходят легенды о том, какие заоблачные суммы платят порой иностранцы (чаще всего в легендах фигурируют гости из Москвы) за дорогу из аэропорта в центр столицы. В последнее время, впрочем, этих слухов стало поменьше. Говорят, и таксистам теперь веры больше, и доверчивые москвичи стали осмотрительнее.
Но определенный риск все же есть и кроме денег. Может просто не повезти. Вдруг попадется машина с неприбранным прокуренным салоном либо за рулем окажется не в меру общительный или, наоборот, угрюмый таксист. Это мелочи, однако, отдавая деньги, не хочется портить себе настроение перед отпуском.
Впрочем, у такси есть огромный плюс — график. Машину можно заказать заранее, и она будет подана к подъезду точно в срок. Рейсы поздним вечером или ранним утром — не проблема. Рассчитали время, заказали такси и приехали.
Итого:
Никаких пересадок и талончиков. От подъезда до подъезда мы добрались за 350 тыс. рублей ровно. Не нужно считать стоимость бензина, платить за парковку и искать место, где «приткнуться».
На поездку ушло 40 минут. Это минимум, за который нам удалось добраться до аэропорта.
На дорожку
Обращаем внимание, что в рамках всех пяти экспериментов поездка осуществлялась в будние дни после обеда. Городской трафик был достаточно плотным, но обошлось без серьезных заторов. Время поездки может отличаться в зависимости от дорожных условий.
Время (минут) | Деньги (рублей) | |
Авто | 40 + 10 | около 47 000 за бензин + оплата парковки |
Автобус | 25 + 50 | 4500 + 33 600 |
Дизель-поезд | 25 + 65 | 4500 + 25 000 |
Маршрутка | 25 + 45 | 4500 + 35 000 |
Такси | 40 | 350 000 |
Мы пришли к выводу, что дорога в аэропорт (по крайней мере, в ближайшее время) так и останется компромиссом. Мало что может сравниться с комфортом, который дарит личный автомобиль, если человек, конечно, не желает раскошелиться на такси. С другой стороны, вождение может утомить, ведь рейсы бывают и рано утром, и, наоборот, поздно вечером.
К тому же до тех пор пока аэропорт не обживется вместительной долгосрочной парковкой, останется проблема дефицита свободных мест.
Путешествия на общественном транспорте, конечно, не столь удобны. Однако по времени пассажир автобуса и тем более маршрутки особо не проиграет — все едут по одной дороге. Зато не будет головной боли по поводу машины, и такая поездка окажется более экономной.
За такси придется заплатить. Впрочем, не всегда легко определить, что дешевле: оставить автомобиль на время отпуска на стоянке или приехать в аэропорт и вернуться назад на такси.
Повсюду компромиссы, отпускные неурядицы, которые нужно разрешить. Деньги или время? Комфорт или беззаботность? Решать вам.